«Performance Review» — словосочетание, которое вводит многих HR в отчаяние. Нужно составлять опросы, вовлекать в них сотрудников, собирать множество таблиц в Excel, анализировать… В статье поговорим о том, почему критикуют Performance Review, об основных ошибках, которые допускают руководители и HR, а также поделимся полезными шаблонами опроса и отчета.
Критика Performance Review (PR)
Основная цель проведения Performance Review — сбор информации
для принятия управленческих решений. Цена принятия неверного решения
для бизнеса слишком высока.

Сколько стоит один сотрудник
Но даже эта цель не всегда является аргументом для проведения исследования. Почему так много компаний отказываются от перфоманс ревью?
По данным McKinsey и Harvard Business Review, компании ошибочно считают, что PR:
- Бесполезно для лидеров. Большинство опрошенных руководителей считают, что Performance Review не помогает им выявить лучших сотрудников.
- Демотивирует сотрудников. Только 14% опрошенных сотрудников согласны, что Performance Review вдохновляет их на улучшения.
- Затратно по времени. 15 компаний из списка Fortune 500 отказались от PR из-за временных затрат.
- Уступает регулярной обратной связи. Например, Adobe отказались от проведения PR раз в год и перешли на непрерывный сбор обратной связи от сотрудников.
Ошибки при проведении Performance Review
Неверное делегирование

Совет 💡 Привлекайте руководителей к Performance Review и на старте разграничивайте ответственность: за что будет отвечать тимлид, а за что — HR-отдел. HR должен выступать как методолог, который помогает в проведении Performance Review, анализе результатов и организации 1−1 встреч.
Проведение Performance Review раз в год и реже
Основная причина, по которой люди испытывают стресс при обмене обратной связью, кроется не в отсутствии профессионализма, а в отсутствии регулярности. Если сотрудники получают обратную связь только во время Performance Review, конечно, это будет вводить их в непривычную и стрессовую обстановку.

Совет💡 Решение проблемы кроется в построении культуры обратной связи, где сотрудники и руководители открыто обсуждают проблемы, дают регулярный фидбек, фиксируя ожидания в будущем. Сделайте обратную связь естественным элементом рабочего процесса, и тогда сотрудники перестанут испытывать стресс при анонсе нового цикла Performance Review.
Отсутствие безопасной среды

Совет💡 Проведите PR-кампанию Performance Review. Расскажите, что вам важно, чтобы сотрудники получали обратную связь, чтобы они видели свои сильные стороны, зоны роста, понимали свои перспективы в компании, чтобы существовала прозрачность принятия управленческих решений. Донесите до них, что цель Performance Review — не уволить людей, а способствовать их профессиональному росту.
Длинные анкеты и большое количество участников

Сомнительный подбор вопросов
Как составлять вопросы для Performance Review

Пояснение к шкале делает прохождение более понятным и быстрым
Примеры вопросов для Performance Review:
1. Систематически достигает отличных результатов в своей зоне ответственности
1-3 — Результаты работы часто ниже среднего.
4-6 — Результаты работы чаще всего средние, иногда хорошие.
7-8 — Результаты работы чаще всего хорошие, иногда отличные.
9-10 — Результаты работы чаще всего отличные.
2. Вовлечен в работу, неравнодушен к целям команды, искренне переживает за результат
1-3 — Не вовлечен в работу, равнодушен к результату.
4-6 — Слабо вовлечен в работу, не переживает из-за отсутствия результата.
7-8 — Вовлечен в работу, неравнодушен к целям и результатам команды.
9-10 — Сильно вовлечен в работу, искренне переживает за результат.
3. Уважает и ценит мнение каждого сотрудника, даже если оно отличается от его собственного
1-3 — Не уважает и не принимает во внимание мнение других сотрудников.
4-6 — В большинстве случаев не цени и не принимает во внимание мнение других сотрудников.
7-8 — Уважает и старается принимать во внимание любое профессиональное мнение коллег.
9-10 — Ценит мнение коллег и активно советуется с командой по различным вопросам.
4. Благодарит коллег и дает им конструктивную развивающую обратную связь
1-3 — Практически никогда не дает обратную связь коллегам.
4-6 — Очень редко дает обратную связь коллегам.
7-8 — Периодически благодарит коллег и дает конструктивную развивающую обратную связь.
9-10 — Часто благодарит коллег и дает конструктивную развивающую обратную связь.
Больше примеров вопросов в нашем бесплатном шаблоне 👇

Шаблоны опроса и отчета
Как провести Performance Review
Отсутствие автоматизации

Как автоматизировать Performance Review
Автоматический подбор респондентов

Как выглядит оргструктура в Jinn
Гибкий конструктор анкет
Помимо методологически выверенных исследований, HR и руководителям важно создавать собственные формы и вопросы под конкретного сотрудника.
Например, в Jinn для оценки каждой компетенции можно создать несколько вопросов,
из результатов которых будет складываться средний балл. В конструкторе анкет можно выбрать любую шкалу от 0 до 10, добавить вариант «Не могу ответить» и разрешить пользователям оставлять комментарии.

Конструктор анкеты Jinn
Отслеживание и напоминания
Важно отслеживать прохождение оценки и отправлять напоминания тем, кто не заполнил анкеты. В Jinn можно отправлять push-уведомления как на почту, так и в мессенджеры.

Настройка пуш-уведомлений в Jinn
Понятный отчет
Нет смысла автоматизировать PR, если результаты исследования будут представлены в виде Excel-таблиц. В Jinn результаты исследования можно сравнивать по циклам оценки и направлениям: самооценка, руководитель, коллеги, подчиненные. Все это выгружается в готовую презентацию с комментариями и рекомендациями по дальнейшим шагам.
Внедрить Performance Review непросто. Но, если следовать нашим рекомендациям, вы быстро запустите исследование и избавитесь от головной боли.