Если бы только можно было что-то сделать, чтобы лучшие сотрудники не уходили… Один из секретных инструментов их удержания — stay-интервью. В статье рассмотрим, что это такое и как использовать его для удержания сотрудников.
Что такое stay-интервью
Stay-интервью (интервью на удержание) — это 1-1 встречи с действующими сотрудниками и обсуждение того, что им нравится в компании и что они бы изменили в бизнесе, команде или роли, если бы могли. Они также помогают предвидеть увольнение действующих членов команды и запланировать найм.
Одно из ключевых различий с exit-интервью заключается в том, кто проводит эти встречи. При проведении exit-интервью ответственность на себя обычно берет HR-отдел. В случае со stay-интервью — непосредственный руководитель.
Это различие связано с целями двух интервью. Во время exit-интервью HR хотят понять, есть ли какие-то глубинные проблемы, о которых им следует знать и которые могут подтолкнуть других сотрудников к уходу. Stay-интервью, напротив, направлены на сбор информации о том, как улучшить опыт работы конкретного сотрудника. Поскольку руководители чаще взаимодействуют со своими подчиненными, логично, что они должны играть более значимую роль в stay-интервью, чем HR.
Stay-интервью
Exit-интервью
Интервью проходит с высокоэффективным сотрудником
Интервью проходит с увольняющимся сотрудником
Интервью проводит непосредственный руководитель сотрудника
Интервью проводит HR
Цель: узнать, как улучшить опыт работы сотрудника в компании, чтобы удержать его
Цель: выявить проблемы в компании, команде и роли, которые могут подтолкнуть других сотрудников к увольнению
Как stay-интервью помогают удерживать сотрудников
Вот ещё несколько преимуществ stay-интервью:
- Выявление проблемы. Stay-интервью — эффективный инструмент для сбора фидбека сотрудников и определения возможных причин их ухода. Триггерами для ухода могут быть отсутствие профессионального развития, слабые бизнес-процессы, перегруженность задачами и т.д.
- Поиск решений. Вооружившись данными выше, вы сможете предпринять меры по устранению недовольства лучших сотрудников и способствовать их удержанию.
- Укрепление доверия и лояльности. Когда вы проводите stay-интервью, вы даёте сотрудникам понять, что их мнение ценно и вы готовы предпринимать конкретные шаги, чтобы их пребывание в компании стало комфортнее.
- Удержание талантов. Если вы знаете, как сделать ключевых сотрудников счастливее, и предпринимаете для этого конкретные шаги, будьте уверены — они останутся с вами надолго.
Хотя stay-интервью направлены на удержание одного сотрудника, некоторые шаги, которые вы предпримите, могут сказаться и на остальных. Например, внедрение обучения или найм новых членов команды для сохранения work-life balance ключевых сотрудников.
Будьте осторожны: если по итогам встречи вы не предпримите шагов для решения проблемы, наоборот, можно подорвать доверие сотрудников.
Как провести stay-интервью
1. Определись с тем, кто будет проводить интервью
2. Определите ключевых сотрудников и запланируйте встречу
3. Задайте вопросы
- Что больше всего нравится в компании?
- Что меньше всего нравится в компании?
- Если бы ты мог что-то изменить в своей команде, что бы это было?
- Если бы ты мог что-то изменить в компании, что бы это было?
- Чувствуешь ли ты, что тебя ценят? Если да, как это проявляется? Если нет, как думаешь, почему так происходит?
- Чувствуешь ли ты, что компания заинтересована в твоём профессиональном росте? Если да, как это проявляется? Если нет, как думаешь, почему так происходит?
- Есть ли у тебя баланс между работой и личной жизнью?
- Чем бы ты хотел заниматься, но не делаешь этого? Новые задачи, проекты, роли.
- Каких трех важных целей ты хотел бы достичь прямо сейчас?
- Что мешает в достижении этих целей?
- Как я и компания в целом может помочь в достижении этих целей?
4. Слушайте
5. Предпринимайте действия
Самая трудоемкая часть интервью, предполагающая поиск решений по удержанию сотрудника. В зависимости от его потребностей это может быть переход к гибкому рабочему графику, новые задачи или дополнительный выходной. Что бы ни было, необходимо создать план с конкретными шагами и сроками их реализации. А также постоянно информировать сотрудника о стадии решения того или иного вопроса. Так вы покажете, что вам не все равно и вы действительно хотите сделать для него все возможное.
6. Прогнозируйте текучесть кадров
Встречи проведены, планы прописаны, теперь пора и рейтинг составить. Вы можете выбрать любую систему ранжирования, но для удобства советуем использовать зеленый, желтый и красный рейтинг. Зеленые — те, кто, по вашему мнению, останется в компании как минимум на год. Желтые — получится удержать максимум на год. Красные — крайне недовольные сотрудники, готовые уйти со дня на день. Основываясь на этом рейтинге, вы можете прогнозировать текучесть и заранее планировать найм.
Вы также можете использовать этот рейтинг для оценки действий, предпринятых после stay-интервью. Как много сотрудников, имеющих желтый рейтинг, перешли в зеленый? А из красного в желтый? Повторный анализ позволит понять, насколько эффективно вы работали над удержанием сотрудников.

Бесплатный гайд
Как провести stay-интервью
Альтернатива stay-интервью
Stay-интервью, несмотря на все преимущества, трудозатратное мероприятие. Еще один способ предупреждать увольнения ключевых сотрудников компании и способствовать их удержанию — опрос вовлеченности и лояльности. Из-за того, что опрос проводится анонимно, вы не сможете узнать вовлеченность конкретного человека, но будете осведомлены о средней температуре по команде.
Результаты исследования — лакмусовая бумажка, сигнализирующая о том, что что-то идет не так или, наоборот, что вы делаете все правильно. В первом случае можно уже без зазрения совести назначать stay-интервью руководителю и подчиненным — все доказательства его необходимости будут у вас на руках.
С Jinn вы можете быстро запустить исследование и выявить зоны, требующие улучшения.

Пример опроса

Пример отчета